01-10-2018
Статьи

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ЕГО ОСНОВАНИЯ

Предоставление денежных средств в качестве займа всегда влечет за собой определенный риск невозврата долга. Такой риск возникает в отношения между заимодавцем и получателем займа вне зависимости от того, являются ли они физическими или юридическими лицами. Крупные организации, профессионально занимающиеся выдачей денежных средств в долг, стремятся обезопасить себя, формируя соответствующую финансовую политику, учитывающую риски невозврата заемных средств таким образом, чтобы доходы от кредитов, по которым условия полностью выполняются, в целом покрывали потери от средств, возврат которых становится затруднительным.

Вместе с тем, даже такие меры предосторожности не являются стопроцентной страховкой от невозврата денежных средств. В этом случае кредитор, будь то физическое или юридическое лицо, сталкивается с необходимостью взыскивать задолженность. Перед началом таких действий заимодавцу следует верно рассчитать свои силы, поскольку на практике взыскание долгов может оказаться достаточно сложным и длительным мероприятием. Не исключено, что самым простым вариантом для него будет не взыскивать задолженность, а продать ее, чем самостоятельно тратить их на осуществление судебных процедур, розыск должника, попытки взыскивать задолженность, а затем ждать исполнения судебного решения судебными приставами.

Такое понимание сущности механизма, применяемого в попытке взыскивать задолженность подразумевает, что основные меры могут быть самыми разнообразными. В современной российской практике чаще всего выделяют 3 основных способа, которые используют кредиторы, когда взыскивают задолженность. Они различаются по степени организационной сложности. По этой причине, а также в соответствии с некоторыми требованиями российского законодательства, эти способы взыскивать задолженность заимодавцы чаще всего применяют последовательно.

ДОСУДЕБНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГА: ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОЛЖНИКА

Один из способов, к которому, как правило, в первую очередь прибегает кредитор, желающий стимулировать неплательщика к возврату полученных им денежных средств, представляет собой различные мероприятия взыскания задолженности в рамках досудебного разбирательства. Само определение этого этапа подразумевает, что в этот период времени взаимодействие между кредитором и должником строится без участия судебных органов.

Характер этого взаимодействия будет находиться в прямой зависимости от того, каким образом ведет себя плательщик в отношении своих обязательств. Так, в случае, если они признает наличие долга и объясняет его неуплату в соответствии с достигнутыми договоренностями объективными причинами, между ним и кредитором может быть заключено дополнительное соглашение, в котором будут прописаны условия возврата долга с учетом возникших обстоятельств.

Чаще всего это соглашение фактически представляет собой договоренность о реструктуризации долга, достигнутую между заимодавцем и получателем займа, которая может быть осуществлена различными способами в зависимости от пожеланий обоих: стороны могут пересмотреть ранее утвержденный график осуществления платежей, договориться об отсрочке уплаты основного долга на определенный период, в течение которого заемщик должен выплачивать только проценты по нему, или другим способом облегчить финансовую ситуацию получателя средств.

ДОСУДЕБНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ: КОНТАКТНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОЛЖНИКА

сли же добровольного согласия заемщика на переговоры о возможной реструктуризации долга получить не удается, кредитору придется осуществить попытки досудебного урегулирования этого спора в одностороннем порядке. Так, в соответствии со сложившейся российской практикой, в течение периода, пока просрочка очередного платежа не превысила 1 месяц, применяемые меры сводятся преимущественно к инструментам, использующим дистанционный контакт с должником. В качестве таких мер могут применяться телефонные звонки, смс-сообщения, сообщения на электронную почту должника, письменные уведомления о необходимости возврата долга, отправленные по почте, и другие методы. Предполагается, что в результате их использования заемщик должен выйти на связь с заимодавцем и, объяснив сложившуюся ситуацию, вступить с ним в переговоры о реструктуризации задолженности.

Если в месячный срок достичь каких-либо успехов в работе по возврату долга не удается, кредитор, как правило, переходит к следующему этапу взаимодействия с неплательщиком, подразумевающему осуществление личного контакта с целью обсуждения сложившейся ситуации. Например, если речь идет о займе, предоставленном физическим лицом другому физическому лицу, заимодавец может приехать по адресу места жительства получателя займа с тем, чтобы потребовать уплаты причитающихся денежных средств. Согласно сложившейся практике, на этот этап, как правило, отводится срок 1-2 месяца после того, как попытки установить контакт с неплательщиком дистанционно не привели к ожидаемому результату. На этапе личного взаимодействия кредитору следует предупредить заемщика о том, что в случае недостижения каких-либо значимых результатов его действий, направленных на возврат долга, он будет вынужден обратиться в суд.